наверх
167982, Республика Коми, г.Сыктывкар, ул. Пушкина, д. 23

Особенности оспаривания результатов оценки имущества должника в рамках исполнительного производства

  • Главная
  • Консультации по вопросам федерального законодательства

Печать

26.03.2018

Действующее законодательство предусматривает возможность оспаривания заинтересованными лицами результатов оценки, проведенной в рамках исполнительного производства. Право на совершение такого обжалования закреплено рядом законодательных актов, таких как, Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», Федеральный закон от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», а также Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации и другими нормативными актами.

Необходимо отметить, что лицо, чьи права затрагиваются результатами оценки, проведенной в рамках исполнительного производства, вправе выбрать способ судебной защиты своих прав и законных интересов.

Так, в соответствии с положениями Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оспариванию по общим правилам искового производства подлежит стоимость объекта оценки, которая указана непосредственно в отчете оценщика. Возможность подачи искового заявления с таким требованием вытекает из положений ст. 85 Федерального закона «Об исполнительном производстве», согласно ч. 4 которой стоимость объекта оценки, указанная оценщиком в отчете, является обязательной для судебного пристава-исполнителя при вынесении указанного постановления, но может быть оспорена в суде сторонами исполнительного производства не позднее десяти дней со дня их извещения о произведенной оценке. Аналогичные положения, закрепляющие право обжалования непосредственно результатов оценки, содержатся и в ст. 13 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

В то же время по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оспариванию подлежит постановление судебного пристава-исполнителя об оценке имущества должника посредством административного искового заявления. В этом случае к участию в деле в качестве заинтересованного лица следует привлекать оценщика, составившего соответствующий отчет.

Данная позиция изложена в п. 50 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 № 50, согласно которому стороны исполнительного производства могут оспорить в суде постановление судебного пристава-исполнителя об оценке имущества должника в порядке административного судопроизводства (глава 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, глава 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) либо могут оспаривать в исковом порядке стоимость объекта оценки, указанной оценщиком в отчете (согласно Федеральному закону «Об исполнительном производстве»).

При этом суд делает вывод о достоверности произведенной оценки независимо от того, как сформулировал требование заявитель – оспаривание результата оценки или оспаривание постановления судебного пристава-исполнителя, поскольку в обоих случаях данное обстоятельство является существенным для спора. 


Возврат к списку