наверх
167982, Республика Коми, г.Сыктывкар, ул. Пушкина, д. 23

Новое в законодательстве о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных (муниципальных) нужд в 2018 году

  • Главная
  • Консультации по вопросам федерального законодательства

Печать

06.06.2018

В 2018 году в Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федерального закона № 44-ФЗ) внесены множество изменений, вот некоторые из них:

1. Значительные изменения внесены в нормы, регулирующие вопросы использования банковской гарантии для целей Федерального закона № 44-ФЗ.

Так, в соответствии с изменениями, внесенными в постановление Правительства Российской Федерации  от 08.11.2013 № 1005 «О банковских гарантиях, используемых для целей Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – постановление № 105), и вступившими в силу с 18.03.2018 в банковской гарантии должна содержаться следующая информация:

- право заказчика в случае ненадлежащего выполнения или невыполнения исполнителем обеспеченных ею обязательств представлять банку (гаранту) на бумажном носителе или в форме электронного документа требование об уплате по ней денежной суммы в размере цены контракта, уменьшенном на сумму, пропорциональную объему фактически исполненных исполнителем обязательств, предусмотренных контрактом и оплаченных заказчиком, но не превышающем размера обеспечения исполнения контракта (п. «а» Дополнительных требований, утвержденныхпостановлением № 1005; далее - Дополнительные требования);

- право заказчика в случаях, установленных ч. 13 ст. 44 Федерального закона № 44-ФЗ, представлять на бумажном носителе или в форме электронного документа требование об уплате денежной суммы по банковской гарантии, предоставленной в качестве обеспечения заявки, в размере ее обеспечения, установленном в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (п. «а» Дополнительных требований).

Кроме того, в Перечень документов, представляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии, утвержденный тем же постановлением № 1005, внесены изменения, согласно которым пакет документов, предъявляемый заказчиков в банк с требованием об уплате денежной суммы по банковской гарантии, различается в зависимости от того, предоставлена гарантия в обеспечение заявки или в обеспечение исполнения контракта.

Если банковская гарантия предоставлена в качестве обеспечения заявки, заказчик одновременно с требованием об уплате по ней денежной суммы должен направить банку документ, подтверждающий полномочия лица, подписавшего данное требование (доверенность) (в случае, если требование по банковской гарантии подписано лицом, не указанным в ЕГРЮЛ в качестве лица, имеющего право без доверенности действовать от имени заказчика).

Когда банковская гарантия предоставлена в качестве обеспечения исполнения контракта, заказчик одновременно с требованием об уплате по ней денежной суммы должен направить банку:

- документ, подтверждающий полномочия лица, подписавшего требование по банковской гарантии (доверенность) (в случае, если требование по банковской гарантии подписано лицом, не указанным в ЕГРЮЛ в качестве лица, имеющего право без доверенности действовать от имени заказчика);

- платежное поручение, подтверждающее перечисление аванса исполнителю по контракту, с отметкой банка заказчика либо органа Федерального казначейства (если требование по банковской гарантии предъявлено в случае ненадлежащего исполнения исполнителем по контракту обязательств по возврату аванса);

- документ, подтверждающий факт наступления гарантийного случая (если требование по банковской гарантии предъявлено в случае ненадлежащего исполнения исполнителем по контракту обязательств в период действия гарантийного срока);

- расчет суммы, включаемой в требование по банковской гарантии.

При этом с 01.06.2018 банки, которые могут выдавать гарантии для обеспечения контрактов и заявок, должны соответствовать требованиям, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2018 № 440 (перечень банков размещает на сайте Министерство финансов Российской Федерации)

Кроме того, с 01.07.2018 заказчики при установлении в конкурсах и аукционах НМЦК более 1 млн рублей обязаны установить требование к обеспечению заявки на участие в таких конкурсах и аукционах (ч. 1 ст. 44 Федерального закона № 44-ФЗ, п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 12.04.2018 № 439 «Об утверждении значения начальной (максимальной) цены контракта, при превышении которого заказчик обязан установить требование к обеспечению заявок на участие в конкурсах и аукционах»)

2. Важное изменение коснулось описания лекарственных препаратов, являющихся объектом закупки для государственных (муниципальных) нужд.

С 01.01.2018 при описании таких объектов закупки необходимо руководствоваться Особенностями описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.11.2017 № 1380. Изменения коснулись требований к описанию лекарственной формы, дозировки, первичной упаковки, остаточного срока годности закупаемых препаратов.

3. Следует отметить изменения, внесенные в нормы, устанавливающие ответственность за нарушение законодательства в сфере закупок.

Так, с 04.05.2018 за нарушения в сфере госзакупоквведена уголовная ответственность:

- за злоупотребления в сфере закупок (ст. 200.4 УК РФ);

- подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок (ст. 200.5 УК РФ);

- провокацию подкупа в сфере закупок (ст. 304 УК РФ).

4. С 01.07.2018 внесенные в Федеральный закон № 44-ФЗ изменения позволят проводить  в электронной форме (ч. 2 ст. 24 Федерального закона № 44-ФЗ):

- открытый конкурс;

- конкурс с ограниченным участием;

- двухэтапный конкурс;

- запрос котировок;

- запрос предложений.

В электронной форме также будут проводиться закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

5. Существенным новшеством Федерального закона № 44-ФЗ является создание с 01.07.2018 специального информационного ресурса – единого агрегатора торговли. С его помощью заказчики вправе осуществлять закупки у единственного поставщика товаров, работ, услуг в соответствии с п. п. 4, 5, 28 ч. 1 ст. 93 Федерального закона № 44-ФЗ. При закупках, содержащих гостайну, агрегатор применяться не будет (п. п. 1, 9 Распоряжения Правительства Российской Федерации  от 28.04.2018 № 824-р).

С 01.11.2018 применять единый агрегатор торговли будут обязаны федеральные органы исполнительной власти и подведомственные им казенные учреждения (кроме органов и учреждений, осуществляющих функции по выработке и реализации госполитики в области обороны, госуправления в области обеспечения безопасности РФ) при закупках у единственного поставщика товаров, работ, услуг в соответствии с п. п. 4, 5, 28 ч. 1 ст. 93 Федерального закона № 44-ФЗ. При определенных условиях они вправе осуществлять такие закупки, не используя агрегатор.

7

 

Возврат к списку