наверх
167982, Республика Коми, г.Сыктывкар, ул. Пушкина, д. 23

В УК РФ введена новая статья, предусматривающая ответственность за злоупотребления в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд

  • Главная
  • Консультации по вопросам уголовного судопроизводства

Печать

28.09.2018

Деятельность государства по решению стоящих перед ним задач нуждается в материальном обеспечении и связана с расходованием огромных сумм бюджетных средств. Эта сфера больше других поражена коррупцией, поэтому вопросы совершенствования ее уголовно-правовой охраны не теряют актуальности.

Поэтому Федеральным законом от 23.04.2018 № 99-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» Уголовный кодекс Российской Федерации дополнен статьей 200.4 «Злоупотребления в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд».

Данная статья предусматривает ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд работником контрактной службы, контрактным управляющим, членом комиссии по осуществлению закупок, лицом, осуществляющим приемку поставленных товаров, выполненных работ или оказанных услуг, либо иным уполномоченным лицом, представляющим интересы заказчика в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, которые не являются должностными лицами или лицами, выполняющими управленческие функции в коммерческой или иной организации, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и причинило крупный ущерб.

За совершение данного преступления предусмотрено наказание в виде штрафа в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо принудительных работ на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишения свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Частью второй названной статьи предусмотрено более строгое наказание за совершение преступления группой лиц по предварительному сговору, либо с причинением особо крупного ущерба.

Ответственность по ст. 200.4 УК РФ наступает только в случае, когда нарушение лицом законодательства РФ о контрактной системе причинило крупный ущерб. В соответствии с примечанием к ст. 170.2 УК РФ таким крупным ущербом признается сумма, превышающая два миллиона двести пятьдесят тысяч рублей, а особо крупным (п. "б" ч. 2 ст. 200.4 УК) - девять миллионов.

Законодатель уточнил, что исследуемое преступление совершают работники контрактной службы, не являющиеся должностными лицами. Они не уполномочены принимать административно-хозяйственные решения по распоряжению бюджетными средствами, но могут причинить ущерб незаконными действиями при исполнении своих профессиональных обязанностей.

Работнику контрактной службы, представляющему интересы заказчика, бюджетные средства, а также средства государственных и муниципальных организаций не вверены, и административно-хозяйственных полномочий он не осуществляет, но своими техническими действиями создает предпосылки для принятия решений об их расходовании. Деяния такого лица направлены на создание фактических оснований для последующего заключения либо незаключения контракта уполномоченными лицами, а также его оплаты. Они могут состоять в мониторинге и аудите закупок, техническом участии в их планировании и обосновании. Работник контрактной службы может участвовать в информационном обеспечении осуществления закупок, электронном документообороте, определении поставщиков. В диспозиции ст. 200.4 УК РФ в числе возможных исполнителей прямо названо лицо, осуществляющее приемку поставленных товаров, выполненных работ или оказанных услуг. Не всегда у должностного лица - распорядителя бюджетных средств существует возможность проверить обоснованность оплаты товаров работ и услуг. Поэтому констатация "приемщиком" в том или ином виде факта выполнения подрядчиком своих обязательств, в случае их реального невыполнения, в конечном итоге приводит к причинению имущественного ущерба государству.

До вступления в силу указанных изменений, единственным видом ответственности была административная ответственность: сразу несколько статей КоАП РФ устанавливают виды правонарушений и размеры штрафов, как для должностных лиц, так и для организации. Изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации носят антикоррупционный характер и направлены на усиление борьбы с нарушениями в сфере закупок.

15

Возврат к списку